Slava Ryndine (vdryndine1939) wrote,
Slava Ryndine
vdryndine1939

Categories:

СВЯТОСТЬ И ГНУСНОСТЬ: профессор Войно-Ясенецкий и не хотел никакой "славы" в пользу РПЦ

Яков Кротов
Некая Светлана Шумило из Чернигова написала в блоге еп. Игоря, будто владыка Лука Войно-Ясенецкий (великий хирург, спасший жизнь тысячам людей, а своим учебником гнойной хирургии - сотням тысяч) - мерзкий стукач. Цитирую:
"Лука Войно-Ясенецкий - бывший священник Катакомбной Церкви, который в лагерях был сломлен настолько, что во время войны и после он уже добровольно и искренне служил сталинскому режиму, публично его восхваляя, а бывших своих собратьев, катакомбных священников и мирян, он без зазрения совести выдавал НКВД, веря, что делает благое дело. Несколько лет назад в одной из книг, посвященной Луке Войно-Ясенецкому, были опубликованы документы о том, как он сдавал собратьев. Потомкам палачей есть, чем гордиться и кого канонизировать".




Я попросил г-жу Шумило уточнить, кого именно "сдал" еп. Лука. Она пока не привела ни одного документа, лишь обещала написать в Леснинскую обитель, где якобы хранится книга с этими документами. Однако, у себя в блоге она уже написала так:
"Нечаянно ввязалась в полемику со свящ. Яковом Кротовым о святости\не-святости еп. Луки Войно-Ясенецкого. Сегодня прошлась по новостям и с удивлением обнаружила, что не одну меня в эти дни постигла такая печальная участь: разные люди разных юрисдикций одними и теми же словами (еп. Лука свят, а вы - грешники, стыдитесь. И никакие ваши документы ничего нам не докажут) нападают на ИПХ, не столько доказывая его святость, сколько упрекая нас всех в нецерковности, дерзости... ну и прочих грехах. Что за эпидемия?.."

Так вот - я не полемизирую о святости еп. Луки. Я требую документов, подтверждающих обвинение его в стукачестве. И заявлять, что я заранее отвергаю документы - странно. Я только их и прошу. "Стыдно" - это именно я, действительно, г-же Шумило написал, потому что её слова, будто еп. Луки "искренне" служил сталинскому режиму - целиком на её совести. Чем это пани замерила искренность человека, жившего задолго до ее рождения?

Что до ИПХ, то ничего против этой юрисдикции не имею, знаю о ее украинских филиалах мало (скорее уж, владыка Basil Lourié может что-то прояснить об их святости). На мой взгляд, то, что г-жа Шумило заявляет, будто я не её лично критикую, а юрисдикцию, членом которой она является, - странный полемический прием. Надеюсь, что безосновательное обвинение еп. Луки в стукачестве - личное дело г-жи Шумило, а не какой-либо юрисдикции.

Когда г-жа Шумило сослалась на то, что о стукачестве Войно-Ясенецкого говорил еп. Лазарь Журбенко, живший, по ее выражению, с еп. Лукой "примерно в одно время", я мог лишь пожать плечами. Войно родился в 1877 году, Журбенко - в 1930-м. Журбенко - священник Московской Патриархии, которого после двух лет служения на приходе оттуда выгнали, и он пошел в "катакомбники". Подвизался и в Крыму - видимо, тут он и начал поливать грязью еп. Луку, который тоже ведь в Крыму епископствовал. Что он был рукоположен в МП, его почитатели теперь тщательно скрывают - говорят, что он был рукоположен еп. Вениамином (Новицким), исповедником (действительно, исповедник; это он подарил о. Глебу Якунину крест, который жириновцы в думе сорвали), а что Новицкий был в МП - умалчивают. Такие вот манипуляции с историей.

Если кто-нибудь подскажет, откуда растет слух про стукачество еп. Луки - буду признателен. Пока в сухом остатке - упоминание еп. Луки в отчете уполномоченного по Крыму, что Войно жаловался на некоего незарегистрированного священника, что тот самочинно совершает требы. Это, конечно, владыку Луку не красит, но это, во-первых, нуждается в проверке, во-вторых, это далеко не то, что "сдавал священников".
А освящение халатов на мощах еп. Луки - конечно, дикость. Но уж такой дикости - суеверного, магического отношения к материальным объектам - думаю, и вне МП, в том числе, в ИПХ, не меньше, хотя и в менее шокирующих формах.

Магизм, между прочим, и в отношении к "святости" как некоей сверхъестественной силе. Господь Иисус говорит чётко: одесную Бога будут помогавшие людям, а не те, кто всего лишь призывал Имя Божие. Епископ Лука Войно-Ясенецкий уже потому одесную Бога, что вылечил тысячи людей. А вот те, кто надеется войти в Царство Божие лишь потому, что они прокляли Московскую Патриархию, явно переоценивают значение своего героизма.


Basil Lourié
дорогой отче, тут три момента: 1. " в отчете уполномоченного по Крыму, что Войно жаловался на некоего незарегистрированного священника, что тот самочинно совершает требы" -- мне тоже неизвестно о других документах, но разве этого мало? если это не донос (уполномоченный, конечно, не был сотрудником КГБ, а вот что он прочитал этот текст и просто воздохнул в сердце своем -- это вряд ли; главное, вряд ли на это рассчитывал автор "не-доноса"). 2. если В.-Я. не был искренен в своих дифирамбах Сталину (отчасти и в ЖМП опубликованных; только не просите меня искать ссылку), то это ведь хуже, а не лучше. мы про него думаем лучше, поэтому считаем, что он был искренен. 3. содержание его религиозной веры известно из его книги "Дух, душа и тело". к христианству это имеет еще меньше отношения, чем "Столп и утверждение Истины" (там совершенно откровенный оккультный бред). -- вот и все наши претензии. а что человек был хороший и героический даже -- так никто ведь и не спорит. если понимать святость в каком бы то ни было гуманистическом смысле, то он, конечно, святой.


Яков Кротов
Дорогой владыко, про "напоили Меня" - это гуманистический бред Господа Иисуса Христа. Я понимаю, что с Вашей точки зрения - как и с точки зрения, к примеру, патр. Кирилла или о. Георгия Кочеткова или Кураева - я нехристь, но у меня-то другая точка зрения на себя, любимого. smile emoticon В любом случае, я не обсуждаю вопрос о святости или ортодоксальности (если владыка Лука - оккультист, то я предпочту быть оккультистом, а не "истинно православным"), а лишь слова "бывших своих собратьев, катакомбных священников и мирян, он без зазрения совести выдавал НКВД" - не заявление уполномоченному об одном священнике (не возымевшее, судя по тексту, ни малейших последствий), а во множественном числе - "священников и мирян". Разница, на мой взгляд, абсолютно принципиальна. И свидетельство уполномоченного - не тот текст, безукоризненность которого несомненна. Кстати, бумага уполномоченного опубликована недавно, а вот поносные речи о еп. Луке - раньше появились, и на документах не основаны. Так что мой вопрос остаётся - в какой книге на какой странице опубликованы доносы вл. Луки? Или, если таковых документов нет, с какого года и кто начал распространять слухи о его "доносительстве"?


Яков Кротов
На что "рассчитывал" владыка Лука, можно определить только, познакомившись с его подлинными словами. Презумпция невиновности и в истории - презумпция невиновности. Вполне возможно, что уполномоченный беседовал с Лукой о необходимости не допускать треб на дому, Лука попытался отбрехаться - мол, эти требы только незарегистрированные совершают - уполномоченный потребовал привести пример... Меня интересует строго не владыка Лука, а фраза "бывших своих собратьев, катакомбных священников и мирян, он без зазрения совести выдавал НКВД, веря, что делает благое дело". Если из одной фразы уполномоченного вырастили вот это - это гнусно и стыдно. А уж ссылаться на "свидетельство" Журбенко - это, знаете ли, классическое "оцеживая комара, поглощать верблюда".


Яков Кротов
Я просто удивляюсь, как человек, тщательно анализирующий тончайшие различия в словоупотреблении слова "ипостась", почему-то вдруг не реализует свои аналитические способности при анализе различий между "бывших своих собратьев, катакомбных священников и мирян, он без зазрения совести выдавал НКВД, веря, что делает благое дело" и куцым "уполномоченный ссылался на еп. Луку как на источник сведений о незарегистрированном священнике". Готтентотская какая-то герменевтика получается...
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment