Slava Ryndine (vdryndine1939) wrote,
Slava Ryndine
vdryndine1939

Categories:

Известная пианистка Вера Лотар-Шевченко провела 13 лет в лагерях.

                                       

(Представляемая история принадлежит Георгию Угодникову, который утверждает, что он скопирован с его страницы в Фейсбуке, посвящённой пианистке Vera Lautard. Георгий Угодников у Веры Лотар учился ф-но в подростковом возрасте.)

Известная пианистка Вера Лотар-Шевченко провела 13 лет в лагерях. После освобождения она устроилась в музыкальную школу. Скопив денег она смогла купить себе шубу. И вот как-то поздним вечером догоняют ее два бандита, нож к горлу и говорят:

«Раздевайся! Гони шубу!»


«Чего?! Это моя первая одежда после лагеря!»

— вместо того чтобы испугаться, впала во гнев Вера Августовна. Бандиты растерялись:

«А ты где сидела? Кто был начальником?»

Разговорились, нашли общих знакомых. Потом они галантно проводили ее домой и сказали:

«Извини, не знали. Ходи в своей шубе спокойно. Больше тебя в этом городе никто не тронет!»

С именем Vera Lautard (в СССР - Вера Августовна Лотар-Шевченко) сейчас, после семи Международных конкурсов пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко связаны тысячи ссылок в Интернете.
Феноменальна, беспримерна судьба пианистки, приехавшей перед войной в СССР, прошедшей многолетний ад ГУЛАГа.
- Вера Августовна Лотар-Шевченко была арестована 02.03.1942, осуждена 24.02.1943 - Особым совещанием при УНКВД СССР по Челябинской области /номер статьи УК РСФСР - 58-10 ч.2/, мера наказания - 8 лет л/св (лишение свободы), наказание отбыла 23.01.1950 г., судимость снята по Постановлению от 29.03.1955 г., умерла Вера Лотар-Шевченко 10.12.1982, дата реабилитации - 31.03.1989.
Беспримерная судьба, поскольку после этого ада она вновь поднялась в качестве концертирующей солистки. Благодаря фантастическим - работоспособности, музыкальной памяти, преданности музыке и своему таланту. И вопреки трагическому пути от детства вундеркинда на Средиземноморье, концертов в Италии, в европейских столицах до потери семьи, лагерей и последующей жизнью с тенью бывшей ЗеКа. «Не замечаемой» музыкальным бомондом СССР, непонятной со своей "не советской" фортепианной школой.
Нижний Тагил, Свердловск, Барнаул, Новосибирск. Разъездная работа в филармониях на задворках и редкие концерты в больших городах и столицах...
Её жизнь можно без преувеличения называть подвигом. Подвигом, питаемым страстью к Музыке.
***
Я подростком обучался музыке у Веры Августовны в Нижнем Тагиле, когда она восстанавливала технику и ещё только мечтала устроиться солисткой в филармонию. В Свердловск она тогда могла наезжать, но без права ночёвки.
Сейчас, накопив большой архив публикаций, воспоминаний людей, знакомых с В.А. Лотар, и множество заметочек (практически всё, что выуживается из Сети), могу доложить, что в биографии, "портрете" пианистки существует масса многократно "реплицируемых" неточностей. Это видно и в Википедии, и на сайте Конкурса её памяти, даже, местами, в воспоминаниях близко знавших Веру Лотар людей.
Достоверной, полноценной биографии пианистки ещё нет!
В особенности это относится к периоду её жизни "до Нижнего Тагила".
Прискорбно (унизительно для всех нас!), что до сих пор нет доступа к материалам на репрессированных лиц.
Пока неизвестна судьба документов, которые могли оказаться у покойного уже приёмного сына В.А. - Олега Шевченко, принявшего имя "Денис Яровой" и ставшего самым именитым скрипичным мастером в СССР.
И почти сплошное "белое пятно" - юность, молодость, подробности личной жизни, профессиональное обучение, концертная деятельность - до приезда Веры Августовны с Владимиром Яковлевичем Шевченко и детьми в СССР.
Слава Интернету! - в этом раннем периоде, в отличие от ГУЛАГовского, удаётся делать находки. Но начало 20-го века ещё крайне мало "оцифровано"! А то, что удаётся извлечь, ставит под сомнения привычное в публикациях жизнеописание пианистки.
Немного интриги! В публикациях (даже во французской прессе с подачи российских обществ и организаторов концертов во Франции) Vera Lautard (написание имени часто искажают!) - французская и российская пианистка. (И я учился у "француженки"!).
Но вот, газета Le Figaro (Париж), 1920 г. - "Une jeune pianiste italienne qui nous arrive précédée d'une belle réputation en son pays, Mlle Vera Lautard, donnera quatre concerts à Paris". В Париже концертирующую Mlle Vera Lautard считают итальянской пианисткой!
Есть и другие свидетельства "итальянской" молодости Веры Лотар. Со временем я выложу в Сеть то немногое новое, что накопал. Увы, делать строгие и достоверные заключения пока рано. Если более-менее ясно с концертами молодой Лотар в Италии, то крохи биографических сведений пока не подтверждены документами. ("Музыковедческий" уровень выловленного с видимыми неточностями может подвести. Не физика, привычная мне).
Думаю, у Веры Августовны были причины не акцентировать внимание на "итальянской молодости".
***
Эта страница в Facebook создана в надежде собрать новые кусочки мозаики для будущих биографов пианистки.
Нет сомнения, что в знающем языки и активно передвигающемся по планете молодом поколении найдутся музыковеды и просто энтузиасты, чтобы извлечь из архивов, периодики, специальных изданий Италии, Франции, СССР документальные подробности биографии Веры Лотар-Шевченко.
Разумеется, пригодятся и личные воспоминания, ссылки на новые публикации.
Остаётся мало людей, знавших или хотя бы слышавших в концертах В. Лотар.
Поисковики и их автоматические оповещения по запросам выдают, в основном, сведения по следам выступлений лауреатов Конкурсов или по перепечаткам в блогах. А из прошлого Лотар выудить новое (для меня), хотя бы несколько слов, уже практически не удаётся.
Большие резервы поиска - в доступе к конкретным архивам и в получении текстов на коммерческой основе.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments