?

Log in

No account? Create an account
Вместе

"Мы лишились милой Родины": революция, война и ссылка в сочинениях детей. 2

Изгнание и скитания

По словам Катрин Кляйн-Гуссеф, читая рассказы, еще раз понимаешь, что история революции и гражданской войны - это история страданий и лишений, жестокости и насилия, болезней и голода. История великого хаоса, в который погрузилась тогда страна.




дети в гимназииПравообладатель иллюстрацииZEMGOR


"Я стонал только, когда мне хотелось есть. Жизнь моя за время революции была похожа на жизнь животного, которому не было никакой заботы, кроме желудка, и так я незаметно докатился до Сербии", - тему голода и физического дискомфорта затрагивают многие школьники.



Некоторые из них точно знают, кого они винят в трагедии, другие передают в основном свои ощущения и чувства, воздерживаясь от анализа причин.


  • "О взрослые, взрослые! Мало того, что вы сами режетесь, вы отравили наши детские души, залили нас кровью, сделали меня вором, убийцей... Кто снимет с меня кровь... Мне страшно иногда по ночам... Успокаивает меня лишь то, что сделал я все это по молодости, и вера в то, что есть Кто-то Милосердный, Который простит и не осудит, как люди!"


  • "Ужасный образ молодой красивой девушки, лежащей в грязной луже крови на широкой темной улице с разможженным черепом и с руками, сжимающими трость, поразил меня и заставил задуматься и задать себе вопрос: "За что?" За что и во имя чего страдала моя бедная мама, добрый отец и огромная часть русского народа? Затоптан был в грязь трехцветный флаг... Закружилось все в бешеном вихре…"

Дети описывают свой долгий путь из России и до школьной скамьи в зарубежных школах. Одна девочка случайно так и назвала свое сочинение "краткая география" вместо "краткая биография".




Почти для всех авторов - революция, бегство из России, эмиграция стали ознаменованием конца детства, потери родины, а часто - родных и близких.


  • "Ко всему можно привыкнуть. Привыкла я к холоду и к голоду, и к замерзшим трупам".


  • ерез год я уже настоящий военный. Но как я разочаровался! Я думал найти на войне какой-то сплошной триумф и праздник, а видел только трупы".

С детской непосредственностью

Дети не скрывают своих идеологических убеждений, унаследованных от родителей.

В текстах то и дело проскальзывают антисемитские высказывания или свойственное тогдашней имперской идеологии уничижительное отношение к Украине.

В основном авторы рассказов - дети городской интеллигенции. Несколько текстов написаны отпрысками аристократов и помещиков.

В сочинениях сквозит тоска по деревне и родному дому. В одном рассказе мальчик описывает лишения: его семье пришлось тесниться в пяти комнатах, а чемоданы таскать самим - даже носильщика не было.




дети в гимназииПравообладатель иллюстрацииZEMGOR
Image captionМногие дети учились с удовольствием - для них это была возможность вновь почувствовать себя в привычной обстановке родной школы после долгих лет скитаний


Еще одна группа - дети казаков и военных.

Как отмечают составители сборника, к сожалению, читателю для баланса не хватает сочинений школьников, оставшихся в большевистской России.

Единственные сочинения, дошедшие до наших дней, это рассказы детей белой эмиграции.

И хотя всех авторов объединяет презрение к новой власти, дети не пытаются ни убедить читателя, ни найти виновных, а лишь пересказывают эпизоды из жизни, показывая, как их маленькая история вплелась в Историю с большой буквы.

Чувство России

Как замечает психолог Анна Соссинская, дети - в отличие от родителей и учителей - прощались с Россией навсегда.

Русские гимназии за рубежом того времени жили почти миссионерской задачей сохранить чуть теплящееся в детях чувство родины и русского языка.




дети в гимназииПравообладатель иллюстрацииZEMGOR
Image caption"Училище - это все, что осталось у нас вдали от родины. И когда входишь в него, то чувствуешь все то родное, русское, которое вносит оно в наши души", - писал один из учеников


Как писал русский историк и публицист XIX века, князь Петр Долгоруков, один из первых, кто проанализировал сочинения, дети, не учащиеся в русских школах, быстро "денационализируются, иногда с сознательным или бессознательным попустительством со стороны родителей".

Большинство русских эмигрантских школ были интернатами. Педагоги тех времен верили в терапевтический эффект общежития. "Единственной усвоенной мною в Тшебове наукой оказалась наука общежития", - писала дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон после нескольких лет учебы в чешской гимназии.




девушки-гимназисткиПравообладатель иллюстрацииZEMGOR
Image captionКогда думаешь о детях войны, вспоминаешь дневник Анны Франк, написанный во время Второй мировой, или записи Златы Филиппович из Сараево о войне в Боснии и Герцеговине. Отличие сочинений детей эмигрантов в том, что это воспоминания, записанные по прошествии нескольких лет: большинство из детей покинули Россию или с родителями, или с гимназиями, или с кадетским корпусом в 1920 году, а некоторые и позже


Дети пишут о желании приехать и спасти Россию, учиться и работать на благо потерянной родины - они утешают себя мыслью о скором возвращении, но скорее гипотетическом, чем реальном.

О том, что произошло с ними впоследствии, мы не знаем. Вернулся ли кто-то на родину - неизвестно.


  • "Я все еще надеюсь вернуться в Россию, но не в большевистскую, а в Россию свою, национальную".


  • "Мы лишились милой, дорогой Родины. У нас одна мысль: восстановление поруганной Родины и восстановление Державного Монарха".


  • "У меня сознание, что я должна хорошо окончить образование, чтобы помочь папе и нашей дорогой Родине всем тем, чем я смогу".


  • "Трудно нам было сперва в непривычных условиях и без языка. Тем более мы оценили нашу школу; это для нас как бы островок Родины, и если Россия уходит вдаль, наша школа не даст совсем оторваться от прошлого".


  • "Когда я очутилась на пароходе, я заплакала, почувствовав, что я надолго покидаю Родину".


  • "Я очень счастлива, что могу учиться и быть среди своего родного русского народа".

"

Comments